Общественно политические взгляды Базарова

23.08.2019 14:22
Общественно политические взгляды Базарова

Главный и единственный в русской литературе нигилист Базаров, является центральным персонажем романа «Отцы и дети». Он сын уездного лекаря, являющийся представителем нового формирующегося общественного слоя разночинцев. Базарову чужд аристократизм, который он считает блажью бездельников. Он всего добивается сам и своим трудом, а свои общественно-политические взгляды излагает четко, просто и понятно. В данной статье мы попробуем разобраться, каких же мировоззренческих взглядов придерживался данный литературный герой.

Другие полезные статьи:

Общественно-политические взгляды Базарова сводятся к 3 основным положениям:

Новый человек, представитель поколения детей (пока единственный: все остальные оказались во враждебном лагере) – разночинец по происхождению, демократ по политическим убеждениям. Базаров призывает к социальным переменам и выражает идеи революционной демократии, хотя конкретно и не говорит, как эти перемены совершить. Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике и противопоставлениям устоявшегося положения в стране: «Исправьте общество, и болезней не будет», – говорит герой.
Дело разрушения в романе имеет теоретический фундамент. Базарову очень хочется «место расчистить», но привлекательны ли его идеи? Судя по тому, как революционно настроенная молодёжь 60-х годов XIX века восприняла образ главного героя романа «Отцы и дети», то – вполне, хотя в романе у героя нет последователей. Он думает о соратниках и очень хочет, чтобы они появились, говорит в разговоре с Аркадием: «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» Если обратить внимание: «нам» и «мне» в этой фразе выступают как синонимы, что и подчёркивает одиночество Базарова. Не выводит Тургенев последователей идеологии, поэтому его герой и говорит сначала «нам» и тут же «мне». 
Общественно политические взгляды Базарова
Базаров – демократ-разночинец. Чаще это люди недворянского происхождения, пробивающие трудом дорогу в жизнь и не признающие сословного деления общества. Стремясь к знаниям, они ценят человека не по титулам и количеству богатства, а по его делам, поступкам и пользе для окружающих. «Мой дед землю пахал», – говорит Базаров о своем происхождении, при этом он сознательно умалчивает о предке со стороны матери деде-дворянине, показывая таким образом отсутствие всякого интереса к нему.
Демократизм свойствен не только убеждениям и действиям героя, но и его внешности. Появление Базарова в дворянской среде в балахоне с кистями – это уже вызов и пренебрежение условностями. Мы читаем и обращаем внимание и на «обнаженную красную руку» Базарова: ведь это рука человека, не гнушающегося физическим трудом. Такая рука слишком отличается от белокожей холеной руки дворянина, чтобы на это не обратить внимание. 
Жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье и пирах, чего нельзя сказать о главном герое: непрерывный труд наполняет его жизнь, является ее содержанием. 

Общественно политические взгляды Базарова

Нигилист – человек, не принимающий ни одного принципа на веру и не склоняющийся ни перед какими авторитетами, каким бы уважением ни были они окружены. Герой пытается строить свою жизнь на основе нигилизма и уверен, что жизнь можно подчинить придуманной теории и прожить без всякой «белиберды»: музыки, поэзии, живописи, любви и семьи. Красоту, любовь и эстетическое наслаждение начисто отрицает, при этом очень резок в своих суждениях и оценках. В душе Базарова присутствуют зародыши всех этих чувств, которые он отрицает, среди них и способность любить. Он влюбляется в Одинцову и не может противится чувству, вступая в конфликт с самим собой.
И только перед лицом смерти герой избавляется от своих резких суждений, отрицаний и нетерпимости и впервые осознает, ощущая, что жизнь шире и многообразней, чем его представления о ней. 
Общественно политические взгляды Базарова

Несмотря на внешнюю непривлекательность «волосатого» студента и его пренебрежительное отношение к одежде (одет в нелепый балахон с кистями), в герое восхищает ум, уверенность в себе, самобытность, физическая сила и большая работоспособность. Перед нами человек труда. Базаров – медик, увлечённый естественными науками и продолжающий дело своего отца, уездного лекаря. Его материалистические взгляды перекликаются со взглядами Мечникова, Сеченова, Павлова и Боткина. В целом, автор подчеркивает в герое Базарова его интеллектуальное начало: ум и самоуважение. Простой народ также с уважением относится к Евгению – Базаров народный герой. Он умело общается с мужиками, просвещая их. Речь героя народная пересыпана пословицами и поговорками, меткими выражениями. Ее отличают остроумие и находчивость. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума – трезвый, ясный и здравый. Любовь героя к народу лишена сентиментализма и идеализации.
Общественно политические взгляды Базарова

Взгляды героя соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание всего и всех (иногда перемежающееся с абсурдом), нравственных законов, любви и семьи, музыки, поэзии и искусства. Попытка объяснить все явления действительности (даже, которые объяснить нельзя) с помощью научных изысканий – все это проявление нового направления, впервые описанного И. Тургеневым и запечатленном в образе Евгения Базарова. Прототипами образа Базарова можно считать целое поколение молодых критиков и публицистов середины XIX века, к которым относят Добролюбова Н. А., Писарева Д. И. и других.