Влияние анестезиологии на развитие интенсивной терапии

13.02.2017 19:00

Начиная с 1846 г., когда впервые публично был продемонстрирован эфирный наркоз, этот блестящий, по тогдашним оценкам, метод обезболивания быстро распространился по миру. Однако он не был достаточно безопасным в сегодняшнем понимании этого понятия. Отсутствие надлежащих знаний по физиологии, средств мониторинга и обеспечения контроля дыхательных путей и искусственной вентиляции легких (ИВЛ), устройств для дозирования анестетиков и проведения инфузии приводила к многочисленным осложнениям, связанным как с недостаточной, так и с избыточным глубиной наркоза.

1

Хирурги, которые в то время проводили обезболивание, часто не имели достаточных знаний по диагностике и лечению больных, находящихся на грани жизни и смерти. Уже с первых лет широкого применения наркоза некоторые хирурги начали глубже изучать методы обезболивания и критические состояния больных. Во время проведения операции и наркоза они занимались не непосредственно оперативным вмешательством, а обеспечением поддержания жизнедеятельности больного. Первым таким профессиональным анестезиологом был англичанин Джон Сноу (J. Snow, 1813-1858), который проводил сотни обезболиваний и, конечно же, больше других встречался с осложнениями.

В своей книге «Про хлороформ и другие анестетики» он описывает реанимацию 50 больных с остановкой сердца на фоне хлороформового наркоза. Рекомендованные им реанимационные мероприятия тогда уже включали: искусственное дыхание «изо рта в рот» или «изо рта в нос», интубацию трахеи, компрессию ребер и живота, а также использование гальванического тока для восстановления деятельности сердца и спонтанного дыхания. Постоянное расширение показаний к операции и увеличение объемов таких вмешательств после открытия методов асептики-антисептики ставили перед анестезиологами или хирургами, которые проводили анестезию, крайне трудные задачи. В то время каждый больной, которому проводили длительную полостную операцию, находился в критическом состоянии как в течение наркоза, так и в раннем послеоперационном периоде. Поэтому врачи, которые проводили анестезию, быстро стали ведущими специалистами в лечении больных в критическом и терминальном состоянии.

При многих операциях наблюдалась массивная кровопотеря, которая требовала быстрого проведения заместительного переливания различных растворов и компонентов/препаратов крови. Артериальная гипотензия, которая часто наблюдается при анестезии (как следствие кровопотери или сосудорасширяющих эффектов, свойственных большинству анестетиков), требовала разработки препаратов для вазоконстрикции.

Значительным толчком к развитию анестезиологии и интенсивной терапии было начало эры торакальной хирургии и кардиохирургии. Операции, при которых вскрывали грудную клетку и нарушали герметичность плевральной полости, требовали проведения эндотрахеальной интубации и ИВЛ, поскольку самостоятельное дыхание больного при таких условиях не могло обеспечивать приемлемый газообмен.

Вверх