Телесериал создает «панику в мозгах»

30.08.2019 3:00

Телевизор сегодня является не источником новостей, эта функция отошла к соцсетям, а источником эмоций. Именно к этому полюсу стремятся приблизиться ток-шоу, политические и не только. Современный человек не чувствует недостатка в информации, его у него переизбыток, а вот дефицит эмоций налицо. Мир стал намного комфортнее и благоприятнее для него, у него возникло много свободного времени, которое нужно заполнять.

Телесериалы работают с альтернативной картиной мира. Они показывают нам альтернативное прошлое, альтернативное будущее и альтернативное настоящее. И это не только фантастика или фэнтези, которые всегда считались чем-то далеким от реальности. Ведь даже просто комедия или мюзикл не существуют в реальности, а возникают только на экране (или его варианте сцене). Именно своей непохожестью на жизнь они и привлекают внимание.

Телесериал сегодня занял нишу научной фантастики прошлого, когда из нее, как из рога изобилия, шли модели будущего. Сегодня это делает сериал на более качественном уровне воздействия на массовое сознание. Человечество без будущего не было бы человечеством, а животным миром. Поэтому будущее столь важно и сегодня, и завтра.

Коллективное воздействие должно отличаться от индивидуального, поскольку здесь одновременно идет подсказка на правильное реагирование. Здесь сильно начинает работать контекст, а не текст. Нагнетание страха, как, кстати, и нахождение в толпе, также выводит человека из рационального в эмоциональное реагирование. Присоединение к коллективному поведению является ключом к спасению в толпе.

Экран (телевидение или телесериал) легко транслирует страхи, возвращая человеку его коллективное реагирование эмоционального порядка. Он легко создает «панику в мозгах», возвращая человека на более простые реакции. Все телевизионные ток-шоу, как и сериалы, направляет свои усилия на выведение ситуации на новый эмоциональный уровень. Кстати, телевизионные психологи давно установили, что человек жаждет фильмов-страхов, видимо, в его современной жизни он чувствует недостаток эмоций.

Человеку в кресле не нужен мир за окном, он его и так знает. Ему нужен новый неизведанный мир, от которого можно всего ожидать. Но это ожидание одновременно не так страшно, поскольку человек все это время остается в своем безопасном кресле.

Человека всегда тянуло к зрелищам, которые по сути являются генераторами эмоций с отключением рацио. Это не только телесериал и кино, но это демонстрации и парады, которые объединяют большое количество людей своей эмоциональностью.

Человечество научилось эксплуатировать как позитивные, так и негативные эмоции, к последним относится страх. В советской истории, к примеру, страх был тем никогда не называемым вслух фактором, на котором основывалась жизнь страны, но во многом это так и было, поскольку многие результаты обеспечивались именно этим.

О фильме «Матрица» как о взгляде в будущее пишут так: «Оглядываясь назад, «Матрица» ощущается почти как «Звездные войны» своего времени. Она активирует нужный тип страха в нужное время и в нужном стиле. Киберпанковый аспект истории хорошо совпал с появлением Web 2.0 и развертывания широкополосного доступа, хотя виртуальная реальность еще не вышла из детского возраста. «Матрица» поняла то, что мы движемся ко времени, когда люди больше не смогут верить своим чувствам» [1]. Последнее предложение самое важное в этой цитате в нашем современном мире фейков.

Ваховские думали о создании научно-фантастической книги, куда они вставят все свои культурные предпочтения: какую нибудь свою современную мифологию, соединяющую квантовую физику с дзен- буддизмом и анализирующую вашу собственную жизнь [2]. Где еще, как не в кино, можно создать такую взрывоопасную смесь всего со всем? С кино и телесериалами мир получил совершенно новую возможность исследования альтернативного будущего, настоящего и прошлого

Ю. Харари говорит о своем видении будущего выступлении такими словами: «Достаточно трудно сказать, где кончаюсь я и начинается компьютер. В будущем, вероятно, что смартфон не будет отделен от вас вовсе. Он может находиться в вашем теле и мозге, постоянно сканируя вашу биометрическую информацию и ваши эмоции. […] Человечество всегда оставалось тем же — теми же телами, мозгами, разумом — во времена римской империи, Библии и каменного века. Если мы расскажем нашим предкам в каменном веке о нашей сегодняшней жизни, они признают нас за Богов. Но истина в том, что даже развив самые совершенные орудия, мы остались теми же животными. К нас те же эмоции, тот же разум. Грядущая революция это поменяет. Она изменит не только наши орудия, она изменит самого человека» [3].

Правда, изменения человека будущего всегда опасны для человека сегодняшнего. Реально никто не хочет серьезных изменений. Поэтому к ним надо готовить человечество, что и делают сегодняшние сериалы, заменившие романы прошлого. Одновременно происходит смещение в сторону доминирования визуального канала над вербальным, который смог создать само человечество, но не смог закрепиться наверху.

Харари видит главное отличие человеческого мира от животного в оперировании вымыслом (fiction). Он пишет: «Мы, люди, захватили мир, благодаря нашей способности создавать и верить фиктивным историям. По этой причине мы не очень хорошо различаем вымысел от реальности. То, что мы не обращаем на это внимания, было для нас вопросом выживания» [4]. Он считает, что вымысел позволил создавать и управлять большими коллективами, чего нет у животных.

Но есть и еще одна роль вымысла. Вымысел в виде художественной литературы и кино позволяет переносить политические взгляды героев к зрителям. Мы «транспортируемся» в виртуальный мир, живем в нем глазами и чувствами героя. Выходя из вымышленного мира, мы несем с собой в наш мир полученное там. Фиктивное становится реальным, обретая новую плоть.

Э. Гринжински исследовал влияние чтения всех книг о Гарри Поттере на голосование за Обаму [5 — 8]. Чем больше книг прочел человек, тем вероятнее он голосовал за Обаму. Это связано с тем, что в мире Гарри Поттера спокойнее относятся к стигматизированным слоям общества. И «транспортировка» в этот мир вела определенному изменению политических воззрений. Вероятно, это также имеет место по той причине, что в эмоциональном мире вымысла не работают рациональные ограничения.

Кстати, он замечает по поводу позитивного конца всех произведений, который, как правило, затем входит в нашу модель мира: «Вера в справедливый мир активируется как психологический ответ на получение опыта дискомфорта при виде жертв насилия, преступности, экономической катастрофы и войны. Вместо того, чтобы заставлять кого-то бороться со сложными эмоциями, вызываемыми этими жертвами, это мировоззрение действует как щит — зачем тратить эмоциональную энергию и ресурсы на этих людей, если они заслуживают того, что получили?«.

Он провел анализ «Игры тронов», придя к выводам, сходным с анализом М. Аппеля, что привычный позитивный конец, к которому приучили людей, заставляет людей верить в справедливость нашего мира (см. его анализ [9 — 10] и анализ М. Аппеля [11 — 12]). Аппель при этом считает, что это воздействие даже возрастает со временем, когда эти выводы оказываются встроенными в модель мира.

В других исследованиях подчеркивается, что транспортация в виртуальный мир увеличивает эмпатию [13]. Все это говорит о том, что виртуальная реальность имеет самые настоящие последствия, которые можно оценить и даже измерить.

Однако есть и вариант сознательной трансформации ментального пространства с помощью детей, ведь они все со временем вырастают, и их литературы. И. Яковенко выводит распад СССР, например, со смены героев сказок, которые читают дети: «Самый яркий пример – смена корпуса актуальных, востребованных аудиторией сказок в конце 60-х – 70-х годах прошлого века. Здесь необходимо пояснение. Сказки читают маленьким детям, которые их запоминают. При этом сказка играет роль базовой мифологической структуры (из которой сказки, собственно говоря, и выросли) включающей человека в целостность культуры. Услышанные в детстве сказки участвуют в формировании матрицы сознания. Образ мира, ценностные ориентации, модели поведения впервые явлены ребенку в сказке. Поэтому то, какие сказки слушают дети в раннем возрасте, играет существенную роль в формировании оснований картины мира, которая сложится у повзрослевшего ребенка. В конце 60-х годов ХХ века произошло примечательное событие. На книжном рынке появились качественно новые детские сказки. «Мумми-тролли» Туве Янсон, «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова, Книги о Мери Поппинс в переводах Бориса Заходера пользовались бешеной популярностью. Как мы понимаем, запрос на новую сказку возник не в детской среде. Его породила городская интеллигенция, которая покупала книги для своих детей и не хотела обходиться традиционным набором советской детской книги. В ответ на этот запрос делались переводы и пересказы произведений известных европейских авторов. Авторы русских версий не ошиблись в выборе материала. Дети, воспитанные на этой литературе, весело похоронили Советский Союз» [14 — 15].

Такую же нацеленность на результирующие социальные изменения использовали мыльные оперы М. Сабидо, например, по борьбе со СПИДом в Африке [16 — 17]. То есть мыльные оперы создавались изначально как прикладной продукт. Его методология состояла в использовании развлекательного модуса для стимуляции социальных изменений. Он говорит о своей системе «развлекательного образования»: «Мой метод назвали «развлечение с доказанной социальной пользой». Термин «развлекательное образование» не мой. Я пришел из коммерческого, профессионального мира. … Если у вас нет рейтингов, если у вас нет коммерческого успеха, они говорят «спасибо, до свидания, увидимся позже». У меня есть навязчивая идея, чтобы доказать, что я делаю работы. [Я всегда спрашиваю других людей] Какова ваша оценка? Каковы ваши доказательства? Как вы доказали свои усилия? … Я все время хочу доказательства того, что люди изменили свое поведение — и миллионами. [Что] для меня важно — это большие цифры. Моя первая теленовелла отправила более полумиллиона взрослых продолжать учиться. Когда я так обрадовался и сказал [коллеге], что у меня 32 рейтинговых очка — очень высокая доля, — я отправил полмиллиона человек продолжать учебу. Он сказал: «Только полмиллиона?» ([18], см. также [19]).

Одной из составляющей его системы являются ролевые модели героев, которые сознательно закладываются в сценарии [20]. Это позитивные герои, негативные и переходные. Последние служат поведенческой моделью для аудитории. Сценарий строится так, чтобы аудитория сформировала с ними эмоциональные связи, вплоть до любви и восхищения. Позитивные герои символизируют желаемое изменение поведения, негативные — опасную социальную норму.

Тип такого сериала «Просто Мария» был показан и в СССР на закате его существования. В Мексике, посмотрев его, женщины пошли учиться грамоте, а также шитью. Фирма, выпускавшая швейные машинки Зингер, подарила актрисе, сыгравшей героиню золотую машинку Зингер из-за бума продаж, к которым привел сериал.

Сегодня аналогичную работу по изучению и проведению влияния на население в сфере охраны здоровья с помощью кино Центр Нормана Лира Университета Южной Калифорнии [21 — 22]. Сотни сериалов и фильмов сегодня имеют соответствующие информационные интервенции, призванные внести в массовое сознание привычку к здоровому поведению.

Модель Сабидо пытаются выводить из теории социальной когниции А Бандуры [23], хотя у него гораздо больше «корней» (см. о них [24 — 25]). Сабидо показал Бандуре свою мыльную оперу 1975 года «Иди со мной», которая была нацелена на продвижение обучению грамотности. Посмотрев, Бандура сказал, что это было «удивительно творческим воплощением теории в жизнь. Я был поражен изобретательностью».

Не забудем при этом, что виртуальные потоки точно так настойчиво цензурируются, как и информационные на прошлом этапе развития человечества. Можно привести такие примеры [26]. Когда руководитель Китая Си Цзиньпин снял ограничение на время пребывание у власти, цензоры запретили букву n, математический символ, которым в интернете стали обозначать неопределенный период его власти. Из-за того, что Винни-Пух стал ассоциироваться внешне с ним, медвежонок тоже попал под запрет. Даже фильм о Кристофере Робине не был допущен к прокату в Китае по этой же причине.

Виртуальность в телесериалах также служит плацдармом для понимания будущего. Возьмем для примера сериал Westworld (в русском варианте — Мир Дикого Запада). Поражает огромное число реагирования на него с очень серьезных научных позиций (см. лишь малую толику их — [26 — 40]).

Одна из них — это возникшее обсуждение бикамеральной теорит возникновения сознания Дж. Джейнса. Это такая «периферийная» теория, суть которой состоит в том, что сознание рождается из разговоров двух полушарий мозга [41 — 45]. Современная нейропсихология не особенно поддерживает эту идею, хотя Джейнс пытался вывести ее из множества исторических примеров, начиная с «Илиады» Гомера. В сериале этот способ предлагается для создания сознания в искусственном интеллекте.

В «Мире Дикого Запада» люди и андроиды становятся неразличимыми. И таким же ужасным видится и наше будущее. Когда роботы начинают чувствовать, они становятся такими же, как люди.

Один из создателей сериала Дж. Нолан и сам говорит как ученый: » Я не думаю, что Библия отвечает на все вопросы о человеческой психологии. Нас гораздо больше интересуют мыслители-современники: Дэниел Деннет, Дуглас Хофштадтер, Марвин Ли Минский. Нас волнует эта область пересечения между идеями тех людей, которые пытаются создать искусственный разум, и тех, кто исповедует чистую философию. Их изыскания сейчас, когда мы немного лучше понимаем, как все устроено, особенно актуальны. Откуда появилось сознание? Где его начало? Что станет началом для создания искусственного разума? Конечно, еще слишком многое остается для нас тайной. Как мало мы понимаем свое собственное сознание! По сути, мы только начали создавать соответствующие технологии, но если посмотреть на архитектуру всех последних нововведений, на последние достижения в области создания искусственного разума, мы сразу же поймем: мы, люди, больше не у руля. Если машины сделают еще хотя бы шаг вперед и начнут рефлексировать, мы раз и навсегда перейдем эту границу. Мы больше не будем строить машины, которые анализируют шахматные ходы, — их сменят машины, которые будут полагаться на собственную интуицию. Мы уже встали на эту тропу прогресса, при этом мы понятия не имеем, что происходит в глубине «души» искуcственного разума — так же, как и не понимаем все, что происходит с нами самими! Словом, в процессе подготовки к «Миру Дикого Запада» мы многое прочитали, о многом думали и в конце концов так и не нашли ответов, зато у нас появились вопросы и, хочется верить, очень интересные!«.

Телесериалы создают то, что мы обозначили как «панику в мозгах», потому что в них действуют мутанты, зомби, ведьмы, пришельцы… Это принципиально иной мир, чем тот, в котором мы живем. Это мир опасный, мистический, недоступный, в него очень часто попадают дети. Когда он проявляет себя перед нами, приходит страх перед непознанным, но вполне ожидаемым.

Телесериал, являясь концентрированным типом месседжа, имеет много возможностей донести свой смысл до зрителя, причем даже усиливая его. Это усиление можно увидеть в трех видах механизмов. Являясь развлечением, он может прятать свою рациональность за эмоциональной составляющей. Являясь визуальным, он не нуждается в большом количестве слов, все видно наяву. Являясь актерской реализацией, он работает на привлекательности актеров, поскольку даже финансовый прогноз прибыли фильма строится на количестве и качестве звезд.

Телесериал, как и любая другая виртуальная реальность, является искусственной и потому утрированной, поскольку одни ситуации акцентируются в ущерб другим. Это не нейтральная ситуация, где зритель сам должен отбирать значимые характеристики в противовес незначимым. Создаваемый отбор подталкивает нас к нужному для его создателей решению. А оно может быть самым разным.

Телесериал создает «панику в мозгах», поскольку явственно демонстрируют, что наша картина мира принципиально мала, чтобы ввести и понять то многообразие возможных миров, предлагаемых нам с экрана.

Литература

  1. Bundel A. Lana Wachowski, Keanu Reeves set for ‘Matrix 4’ sequel. Can it tap into the magic of the original? // www.nbcnews.com/think/opinion/lana-wachowski-keanu-reeves-set-matrix-4-sequel-can-it-ncna1044991
  2. Raftery B. How The Matrix built a bullet-proof legacy // www.wired.com/story/the-matrix-legacy-book-excerpt/
  3. Carbone C. Humans will eventually merge with machines, professor says // www.foxnews.com/tech/humans-merge-with-machines
  4. Harari Y.N. 21 lessons for the 21st century. — New York, 2018
  5. Gierzynski A. Harry Potter did help shape the political culture of a generation // theconversation.com/harry-potter-did-help-shape-the-political-culture-of-a-generation-29513
  6. Schumann R. ‘Harry Potter’ Books Brainwashed Millennials To Elect President Barack Obama, New Study Says // www.ibtimes.com/harry-potter-books-brainwashed-millennials-elect-president-barack-obama-new-study-says-1385521
  7. Gierzynski A. Harry Potter and the Millennials. Research Methods and the Politics of the Muggle Generation. — Baltimore, 2013
  8. Gierzynski A. The Political Effects of Entertainment Media. How Fictional Worlds Affect Real World Political Perspectives. — Lanham, 2018
  9. Gierzynski A. The end of «Game of Thrones» could promote political engagement — or apathy // qz.com/quartzy/1593781/game-of-thrones-season-8-has-the-power-to-shape-real-life-politics/
  10. Gierzynski A. A happy ending for ‘Game of Thrones’? No thanks // theconversation.com/a-happy-ending-for-game-of-thrones-no-thanks-114422
  11. Appel M. Fictional Narratives Cultivate Just-World Beliefs// terpconnect.umd.edu/~nan/738readings/Appel%202008%20fictional%20narratives%20just%20world.pdf
  12. Appel M. a.o. Persuasive effects of fictional narratives increase over time // www.researchgate.net/publication/228681145_Persuasive_Effects_of_Fictional_Narratives_Increase_Over_Time
  13. Bal P.M. a.o. How Does Fiction Reading Influence Empathy? An Experimental Investigation on the Role of Emotional Transportation // www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3559433/
  14. Яковенко И. Что делать? // www.novayagazeta.ru/articles/2012/03/15/48804-chto-delat
  15. Яковенко И. Русский вопрос и русская цивилизация. Часть первая // vestnikcivitas.ru/pbls/2025
  16. Soap Operas for Social Change to Prevent HIV/AIDS: A Training Guide for Journalists and Media Personnelю. Ed. by K. Barker a.o. — Shelburne, 2005
  17. Тумина А. Ударим «Санта-Барбарой» по бездорожью: как изменить общество с помощью латиноамериканской мыльной оперы // knife.media/social-soap-opera/
  18. A Conversation with Miguel Sabido, Entertainment-Education Pioneer // ccp.jhu.edu/2018/04/30/miguel-sabido-entertainment-education-pioneer/
  19. History of Sabido serial drama // www.populationmedia.org/product/sabido-history/
  20. Let’s talk about the science: PMC’s theory of change // www.populationmedia.org/our-approach/theory-of-change/
  21. Impact studies // hollywoodhealthandsociety.org/impact-studies
  22. Hollywood, health & society projects and publications // hollywoodhealthandsociety.org/sites/default/files/attachments/page/Publist%20With%20Findings_032619.pdf
  23. Smith D. The theory heard ’round the world // www.apa.org/monitor/oct02/theory
  24. Sabido methodology // www.comminit.com/content/sabido-methodology
  25. History of Entertainment Education // webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:VaIf5ph5yW8J:www.msubillings.edu/commfaculty/keller/History%2520of%2520Entertainment%2520Education.ppt+&cd=3&hl=en&ct=clnk&gl=us
  26. Migual Sabido, world pioneer of edutainment // edutainmentfree.blogspot.com/2009/10/miguel-sabido-world-pioneer-of.html
  27. The forbidden images of Chinese internet // www.cnn.com/style/article/chinese-internet-censorship-images/index.html
  28. Johnson J. The philosophy of Westworld // futurism.media/the-philosophy-of-westworld
  29. Landy J. The philosophy of Westworld // www.philosophytalk.org/blog/philosophy-westworld
  30. McLemee S. Wild, Wild ‘Westworld’ // www.insidehighered.com/views/2018/03/30/review-westworld-and-philosophy
  31. Сериал «Мир дикого Запада» в деталях // mnogo-smysla.ru/smysl-seriala/serial-mir-dikogo-zapada-v-detaljah/
  32. Kornhaber S. Pop Culture Is Having a Metaphysical Moment // www.theatlantic.com/entertainment/archive/2017/01/the-oa-stranger-things-westworld-metaphysical-moment-alternative-realities-tv/511808/
  33. Скрытый смысл сериала «Мир Дикого Запада» // xn--i1abedsedbf3gbd.xn--p1ai/content/skrytyy-smysl-seriala-mir-dikogo-zapada-0
  34. «Кто знает, как роботы воспримут вопросы секса и морали?». Создатели «Мира Дикого Запада» о новом сезоне и будущем человечества // lenta.ru/articles/2018/04/23/nolan/
  35. Керашев Ш. Из чего сделан сериал «Мир Дикого Запада» // rg.ru/2016/12/09/recept-mira-dikogo-zapada-kerroll-shekspir-vesterny-i-da-vinchi.html
  36. «Около Кино»: Проблемы бикамерального сознания. Анализ сериал «Westworld» // concepture.club/post/okolo_kino/okolo-kino-problemy-bikameralnogo-soznanija-analiz-serial-westworld
  37. Коняшин А. Кодзима нашёл в «Мире Дикого Запада» формулировку своей философии геймдизайна // gmbox.ru/materials/27168-kodzima-nashyol-v-mire-dikogo-zapada-formulirovku-svoey-filosofii-geymdizayna
  38. Метелкина С. Мир Дикого Запада: Зачем от нас требуют жалеть роботов? // tsargrad.tv/articles/mir-dikogo-zapada-zachem-ot-nas-trebujut-zhalet-robotov_31608
  39. Шепелев Д. Почему «Мир Дикого Запада» — главный сериал сезона // www.mirf.ru/serial/mir-dikogo-zapada-westworld
  40. Блум П. и др. «Мир Дикого Запада». Откуда взялась такая жестокость к роботам? // inosmi.ru/social/20180428/242092714.html
  41. Jaines J. The origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. — New York, 1990
  42. Разум начался, когда боги прекратили разговаривать // habr.com/ru/post/409517/
  43. Greenwood V. a.o. Consciousness Began When the Gods Stopped Speaking. How Julian Jaynes’ famous 1970s theory is faring in the neuroscience age // nautil.us/issue/54/the-unspoken/consciousness-began-when-the-gods-stopped-speaking-rp
  44. Cavanna A.E. a.o. The “bicameral mind” 30 years on: a critical reappraisal of Julian Jaynes’ hypothesis // www.functionalneurology.com/materiale_cic/224_XXII_1/2108_the%20bicamiral/
  45. Alternative ideas // www.consciousentities.com/alternatives.htm

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook

Сообщение Телесериал создает «панику в мозгах» появились сначала на ХВИЛЯ.

Источник